Развитие мелкой моторики рук
   

Необходимость развития моторики   рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых   зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.   Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:

•1.       застегивание и расстегивание пуговиц;

•2.         шнурование ботинок;

•3.         шнуровка на специальных рамках;

•4.         нанизывание колец на тесьму;

•5.         игры с мозаикой;

•6.       сортировка мозаики по ячейкам;

•7.         игры с конструкторами;

•8.       перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

ЛАДОНЬ-КУЛАК

- Хочешь? Тоже делай так:

То - ладонь, а то - кулак.

Руки положить на стол:

•1.         ладони прижать к столу;

•2.         одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»)

•3.       разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»).

Для усложнения - увеличить темп движения.

image001.jpg

КРЮЧОЧКИ

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

image002.jpg

ЧЕРЕПАШКА

- Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

image003.jpg

БРАТЦЫ

•1.       Пошли два братца

•2.       Вместе прогуляться,

•3.       А за ними еще два братца.

•4.       Ну а старший - не гулял,

•5.       Очень громко их позвал.

•6.       Он за стол их посадил,

•7.       Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

image004.jpg

ГУСЬ

Гусь сердитый зло гогочет:

Может быть, он кушать хочет?

Поставить руку локтем на стол. Вес пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».

image005.jpg

ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

Кот играет на баяне,

Зайка наш - на барабане.

Ну а мишка - на трубе

Поиграть спешит тебе.

 Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать  игру на  разных  музыкальных инструментах.

СЧИТАЛКА

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

(Г. Лагздынь)

Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные - в кулачок.

КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.

image006.jpg image007.jpg

КУРОЧКА ПЬЕТ ВОДУ

•1.       Наша курочка гуляла,

•2.       Травку свежую щипала.

•3.       И пила водицу

•4.       Прямо из корытца.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.

image008.jpg

ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ

•1.       Красят домик маляры

•2.       Для любимой детворы.

•3.       Если только я смогу,

•4.       То им тоже помогу.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

image010.jpg image009.jpg

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ

•1.       Улетела птица-мать

•2.       Малышам жучков искать.

•3.       Ждут малютки-птицы

•4.       Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

image011.jpg

ПТИЧКИ

•1.       Птички прилетали,

•2.       Крыльями махали.

•3.       Сели. Посидели.

•4.       И дальше полетели.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

image012.jpg

БАБОЧКА

•1.       Бабочка-коробочка,

•2.       Улетай под облачко.

•3.       Там твои детки

•4.       На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».)

image013.jpg Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки. image014.jpg

ЦВЕТОК

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

 

image015.jpg

ДЕРЕВЬЯ

Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

(С. Погореловский)

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

image016.jpg

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

•1.       - Пальчик-мальчик, Где ты был?

•2.       - С этим братцем - В лес ходил.

•3.       С этим братцем -

•4.       Щи варил.

•5.       С этим братцем -

•6.       Кашу ел.

•7.       С этим братцем -

•8.       Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

image017.jpg

МИЗИНЧИК

•1.       Маленький Мизинчик

•2.       Плачет, плачет, плачет.

•3.       Безымянный не поймет:

•4.       Что все это значит?

•5.       Средний пальчик очень важный,

•6.       Не желает слушать.

•7.       Указательный спросил: -

•8.       Может, хочешь кушать?

•9.       А Большой бежит за рисом,

•10.   Тащит рису ложку,

•11.   Говорит: -Не надо плакать,

•12.   На, поешь немножко!(   Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)

image018.jpg

image019.jpg

  ШАРИК

•1.       Надувайся, шарик, больше!

•2.       Лучше щечки раздувай!

•3.       Поиграй ты с нами дольше:

•4.       Катись, прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем - большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)

image020.jpg image021.jpg

ДОМИК

•1.       Дом мы строим

•2.       Выше, выше!

•3.       Есть окошки в нем

•4.       И крыша.

image022.jpg

Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

ФЛАЖОК

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я Огонь зажег.

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

image023.jpg

СТУЛЬЧИК

«Стульчик» ты из рук сложи

И детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

image024.jpg

ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО

•1.       Прыгнул заинька с крылечка

•2.       И в траве нашел колечко.

•3.       А колечко непростое -

•4.       Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на  переходе из одной позиции в другую:

•a)         пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

•b)         большой   и  указательный   пальцы  соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

image025.jpg

КОЛЬЦО

•1.       Выйду на крылечко,

•2.       Вынесу колечко.

•3.       Я его вместо игрушки

•4.       Подарить хочу Валюшке.

image026.jpg

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

УЛИТКА

У улитки-крошки

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

  image027.jpg

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

ЗАЙЧИК

Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

image028.jpg

КОЗА РОГАТАЯ

•1.       Идет коза рогатая

•2.       За малыми ребятами. -

•3.       Кто кашку не ест,

•4.       Молоко не пьет,

•5.       Забодаю, забодаю!..

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

image029.jpg

ДОЖДИК

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

 Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

image030.jpg

ВЕРТОЛЕТ

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

image031.jpg

БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

image032.jpg

ОСА

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.

image033.jpg

КОМАРИК

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).

image034.jpg

ЖУК

•1.       Я веселый Майский жук.

•2.       Знаю все

•3.       Сады вокруг,

•4.       Над лужайками

•5.       Кружу,

•6.       А зовут меня

•7.       Жу-жу...

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

image035.jpg

КОГОТКИ

•1.       У кошкиной дочки

•2.       На лапках коготочки.

•3.       Ты их прятать не спеши,

•4.       Пусть посмотрят малыши!

image036.jpg

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

image037.jpg

МЫ СЧИТАЕМ

•1.       Можно пальчики считать:

•2.       Раз-два-три-четыре-пять.

•3.       На другой руке - опять:

•4.       Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

image039.jpg image038.jpg

РАЗМИНКА

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

 Можно использовать резиновые игрушки.

image040.jpg

ПОГЛАДИМ КОТЕНКА

- Киса, кисонька, кисуля!

 - Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!

 - И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

image041.jpg

МОЯ СЕМЬЯ

•1.       Вот дедушка,

•2.       Вот бабушка,

•3.       Вот папочка,

•4.       Вот мамочка,

•5.       Вот деточка моя,

•6.       А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

image042.jpg

НАШ МАЛЫШ

•1.       Этот пальчик - дедушка,

•2.       Этот пальчик - бабушка,

•3.       Этот пальчик - папочка,

•4.       Этот пальчик - мамочка,

•5.       Этот пальчик - наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

image043.jpg

КАЧЕЛИ

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

 Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.

От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

image044.jpg

КИСТОЧКА

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

image045.jpg

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.

ВЕЕР

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер -

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

image046.jpg

БЕЛКА

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

image047.jpg

ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ

•1.       Этот пальчик хочет спать,

•2.       Этот пальчик - прыг в кровать,

•3.       Этот пальчик прикорнул,

•4.       Этот пальчик уж заснул.

•5.       Встали пальчики - «Ура!»

•6.       В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

image048.jpg

НА РАБОТУ

•1.       Большой палец встал один.

•2.       Указательный - за ним.

•3.       Средний будит безымянный.

•4.       Тот поднял мизинчик малый.

•5.       Встали братцы все - «Ура!»

•6.       На работу им пора.

C жать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.

image049.jpg

ЗА РАБОТУ

•1.       Ну-ка, братцы, за работу.

•2.       Покажи свою охоту.

•3.       Большаку дрова рубить,

•4.       Печи все тебе топить,

•5.       А тебе воду носить,

•6.       А тебе обед варить,

•7.       А тебе посуду мыть.

•8.       А потом всем песни петь,

•9.       Песни петь да плясать,

•10.   Наших деток забавлять.

image050.jpg

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.

ПАЛЬЧИКИ

Раз-два-три-четыре-пять -

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять -

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.