Необходимость развития моторики
рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых
зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:
•1.
застегивание и расстегивание пуговиц;
•2.
шнурование ботинок;
•3.
шнуровка на специальных рамках;
•4.
нанизывание колец на тесьму;
•5.
игры с мозаикой;
•6.
сортировка мозаики по ячейкам;
•7.
игры с конструкторами;
•8.
перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
ЛАДОНЬ-КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:
То - ладонь, а то - кулак.
Руки положить на стол:
•1.
ладони прижать к столу;
•2.
одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»)
•3.
разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»).
Для усложнения - увеличить темп движения.
КРЮЧОЧКИ
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
ЧЕРЕПАШКА
- Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
БРАТЦЫ
•1.
Пошли два братца
•2.
Вместе прогуляться,
•3.
А за ними еще два братца.
•4.
Ну а старший - не гулял,
•5.
Очень громко их позвал.
•6.
Он за стол их посадил,
•7.
Вкусной кашей накормил.
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.
ГУСЬ
Гусь сердитый зло гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
Поставить руку локтем на стол. Вес пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».
ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР
Кот играет на баяне,
Зайка наш - на барабане.
Ну а мишка - на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
СЧИТАЛКА
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
(Г. Лагздынь)
Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные - в кулачок.
КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.
КУРОЧКА ПЬЕТ ВОДУ
•1.
Наша курочка гуляла,
•2.
Травку свежую щипала.
•3.
И пила водицу
•4.
Прямо из корытца.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.
ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ
•1.
Красят домик маляры
•2.
Для любимой детворы.
•3.
Если только я смогу,
•4.
То им тоже помогу.
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ
•1.
Улетела птица-мать
•2.
Малышам жучков искать.
•3.
Ждут малютки-птицы
•4.
Мамины гостинцы.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
ПТИЧКИ
•1.
Птички прилетали,
•2.
Крыльями махали.
•3.
Сели. Посидели.
•4.
И дальше полетели.
Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.
БАБОЧКА
•1.
Бабочка-коробочка,
•2.
Улетай под облачко.
•3.
Там твои детки
•4.
На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».)
Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
ЦВЕТОК
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок - пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».
Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».
ДЕРЕВЬЯ
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(С. Погореловский)
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
•1.
- Пальчик-мальчик, Где ты был?
•2.
- С этим братцем - В лес ходил.
•3.
С этим братцем -
•4.
Щи варил.
•5.
С этим братцем -
•6.
Кашу ел.
•7.
С этим братцем -
•8.
Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)
МИЗИНЧИК
•1.
Маленький Мизинчик
•2.
Плачет, плачет, плачет.
•3.
Безымянный не поймет:
•4.
Что все это значит?
•5.
Средний пальчик очень важный,
•6.
Не желает слушать.
•7.
Указательный спросил: -
•8.
Может, хочешь кушать?
•9.
А Большой бежит за рисом,
•10.
Тащит рису ложку,
•11.
Говорит: -Не надо плакать,
•12.
На, поешь немножко!(
Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)
ШАРИК
•1.
Надувайся, шарик, больше!
•2.
Лучше щечки раздувай!
•3.
Поиграй ты с нами дольше:
•4.
Катись, прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем - большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)
ДОМИК
•1.
Дом мы строим
•2.
Выше, выше!
•3.
Есть окошки в нем
•4.
И крыша.
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
ФЛАЖОК
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
СТУЛЬЧИК
«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.
ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО
•1.
Прыгнул заинька с крылечка
•2.
И в траве нашел колечко.
•3.
А колечко непростое -
•4.
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
•a)
пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
•b)
большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
КОЛЬЦО
•1.
Выйду на крылечко,
•2.
Вынесу колечко.
•3.
Я его вместо игрушки
•4.
Подарить хочу Валюшке.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.
УЛИТКА
У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».
ЗАЙЧИК
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
КОЗА РОГАТАЯ
•1.
Идет коза рогатая
•2.
За малыми ребятами. -
•3.
Кто кашку не ест,
•4.
Молоко не пьет,
•5.
Забодаю, забодаю!..
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.
ДОЖДИК
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
ВЕРТОЛЕТ
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
ОСА
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.
КОМАРИК
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).
ЖУК
•1.
Я веселый Майский жук.
•2.
Знаю все
•3.
Сады вокруг,
•4.
Над лужайками
•5.
Кружу,
•6.
А зовут меня
•7.
Жу-жу...
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».
КОГОТКИ
•1.
У кошкиной дочки
•2.
На лапках коготочки.
•3.
Ты их прятать не спеши,
•4.
Пусть посмотрят малыши!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугавшись щелчка,
Разбежались кто куда.
МЫ СЧИТАЕМ
•1.
Можно пальчики считать:
•2.
Раз-два-три-четыре-пять.
•3.
На другой руке - опять:
•4.
Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
РАЗМИНКА
Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.
Можно использовать резиновые игрушки.
ПОГЛАДИМ КОТЕНКА
- Киса, кисонька, кисуля!
- Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой!
- И погладила рукой.
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
МОЯ СЕМЬЯ
•1.
Вот дедушка,
•2.
Вот бабушка,
•3.
Вот папочка,
•4.
Вот мамочка,
•5.
Вот деточка моя,
•6.
А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
НАШ МАЛЫШ
•1.
Этот пальчик - дедушка,
•2.
Этот пальчик - бабушка,
•3.
Этот пальчик - папочка,
•4.
Этот пальчик - мамочка,
•5.
Этот пальчик - наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
КАЧЕЛИ
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.
От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
КИСТОЧКА
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.
ВЕЕР
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер -
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
БЕЛКА
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ
•1.
Этот пальчик хочет спать,
•2.
Этот пальчик - прыг в кровать,
•3.
Этот пальчик прикорнул,
•4.
Этот пальчик уж заснул.
•5.
Встали пальчики - «Ура!»
•6.
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
НА РАБОТУ
•1.
Большой палец встал один.
•2.
Указательный - за ним.
•3.
Средний будит безымянный.
•4.
Тот поднял мизинчик малый.
•5.
Встали братцы все - «Ура!»
•6.
На работу им пора.
C
жать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.
ЗА РАБОТУ
•1.
Ну-ка, братцы, за работу.
•2.
Покажи свою охоту.
•3.
Большаку дрова рубить,
•4.
Печи все тебе топить,
•5.
А тебе воду носить,
•6.
А тебе обед варить,
•7.
А тебе посуду мыть.
•8.
А потом всем песни петь,
•9.
Песни петь да плясать,
•10.
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.
ПАЛЬЧИКИ
Раз-два-три-четыре-пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять -
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.