ДЕФЕКТОЛОГИЯ
- наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.
ДЕФЕКТОЛОГ
- это педагог, который поможет Вашему малышу познать все или почти все из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего
ДЕПРИВАЦИЯ
-- термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей»
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
- комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха).
ЗПР
- задержка психического развития, нарушение нормального темпа психического развития ребенка. ЗПР Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации. Внимание неустойчивое, память ограничена в объеме и непрочна.
ЛОГОПЕДИЯ
-
наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.
ЛОГОПЕД
-
это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия,
занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
- активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (артикуляторная гимнастика)
- комплекс специальных упражнений направленных на предотвращение неправильной постановки звуков речи (начиная с раннего возраста детей в профилактических целях), а так же для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза , симптоматики и выработке артикуляционных укладов различных групп звуков
(свистящие, шипящие и др.)
ММД
- минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а также в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД - это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности).
ОЛИГОФРЕНИЯ
- врожденное, или приобретенное до трех лет
слабоумие
в результате
органических повреждений
головного мозга
. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом
олигофрения
составляют в настоящее время 1-3 % всего населения. Олигофрения - не прогредиентный (то есть не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Иногда олигофрен определяется как «... индивид, неспособный к независимой социальной адаптации»
ПИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
- это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.
Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.
Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.
развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
- Комплекс упражнений
для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев
рук.
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.
ПЭП
- перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП).
СЕНЗИТИВЫНЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
(от лат. sensus - чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
- способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е.. слух, обеспечивающий понимание звуков данного языка
|