Ранний возраст
- период, когда возможно вести именно профилактику тех или иных нарушений.
Ниже приведена схема, по которой Вы сможете понять, нужно ли
обратиться к специалисту.
Во избежание путаницы, на все вопросы отвечайте для себя:
утверждение «верно»-«неверно».
Внимательно
изучите приведенные данные!
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Таблица 1
Название реакции
|
Приблизительный возраст появления реакции
|
Вздрагивает и мигает при резком звуке
|
10 дней
|
Успокаивается при сильном звуке
|
18-20 дней
|
Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика
|
1 месяц
|
Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну сторону, то в другую (2-3 поисковых движения глазами). Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор
|
2 месяца
|
Замирает при появлении нового звука на фоне других
|
2,5 месяца
|
Гулит в ответ на речевое общение, быстро двигает руками и ногами. Прислушивается к музыке. Выделяет голос матери
|
3 месяца
|
|
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.
Выделяет любимую мелодию. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука на уровне уха и находит его глазами. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора
|
4 месяца
|
|
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует
|
5 месяцев
|
|
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сторону взрослого, произнесшего его
|
б месяцев
|
|
В положении сидя поворачивается к источнику звука. Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете, вслед за взрослыми («ба-ба, ма-ма»)
|
7 месяцев
|
|
Интересуется предметами, производящими звук
|
8 месяцев
|
|
Производит плясовые движения под плясовую мелодию
(если они ранее были показаны взрослыми)
|
9 месяцев
|
|
Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди». Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых
нет э его лепете
|
10 месяцев
|
|
Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши). Поворачиваясь, находит глазами источник звука в ближайшем
окружении и даже за спиной. Произносит первые звукоподражания («ав-ав», «кис-кис») и облегченные слова («Ляля») по просьбе взрослого
|
11 месяцев
|
|
Легко подражает новым словам, повторяет по просьбе взрослого два слова из четырех («дай», «на», «бах», «Ляля»
и т.д.)
|
12 месяцев
|
|
По данным Борисенко М. Г., Датешидзе Т.А., Лукиной Н. А. («Учимся слушать и слышать».- СПб.: «Паритет», 2004)
Если Вы обнаружили, что Ваш малыш
НЕ
укладывается в нормативы
(
Таблица 1
),
то
внимательно изучите
данные, приведенные, ниже
(
Таблица 2
)!
Признаки возможного нарушения слуха
Таблица 2
Конец 1-го месяца
|
В ответ на неожиданный и громкий звук:
-
нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений;
-
не вздрагивает, не моргает.
|
Конец 2-го месяца
|
Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).
|
Конец 3-го месяца
|
Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания; Не реагирует на музыкальные игрушки.
|
Конец 5-го месяца
|
Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.
|
Конец 6-го месяца
|
Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.
|
Конец 7-го месяца
|
Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека. Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.
|
Конец 8-го месяца
|
Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает, услышав новый звук. Не проявляет интереса к музыке. Не лепечет.
|
Конец 9-го месяца
|
Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет с вами в «разговор».
|
Конец 10-го месяца и 11-й месяц
|
Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
|
Конец 12-го месяца и старше
|
По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.
|
По данным Жуковой О.С., Балабановой В.П. («Самоучитель для родителей. От рождения до 3 лет».- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007)
Если Вы обнаружили, что Ваш малыш укладывается в нормативы
(
Таблица 1
),
то
внимательно изучите
следующие данные
(
Таблица 3
)!
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Таблица 3
Конец 1-го месяца
|
Не прекращает кричать, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе. В вертикальном положении не может на мгновение удержать голову.
|
Конец 2-го месяца
|
Не смотрит на маму, когда она заговаривает с ним. Не может приподнять головку на 5 сантиметров от поверхности и удержать ее.
|
Конец 3-го месяца
|
Не улыбается, когда взрослый заговаривает с ним или улыбается ему.
Лежа на животе, не может удержать голову в течение одной минуты.
Не может удержать голову на полминуты в вертикальном положении.
|
Конец 5-го месяца
|
Не радуется, когда с ним играют.
Лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья.
Когда его поднимают из положения лежа на спине, голова отклоняется назад.
Когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики ног.
|
Конец 6-го месяца
|
Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают.
Не различает доброжелательность и недовольство в тоне и мимике взрослого.
Плохо поворачивается самостоятельно с живота на спинку.
Неуверенно держит голову, особенно в тот момент, когда его приподнимают за руки из положения лежа на спине.
|
Конец 7-го месяца
|
Не просится на руки к взрослому (не протягивает ручки).
Лежа на животе, не может дотянуться до игрушки.
Когда его придерживают в вертикальном положении под мышками, не пританцовывает.
|
Конец 8-го месяца
|
Не проявляет нежность по отношению к маме и близкому человеку (не прижимается к телу, щеке).
Когда поддерживают за руку, не пытается сесть.
|
Конец 9-го месяца
|
Не различает близких и посторонних людей.
Не пугается и не стесняется чужих людей.
Не сердится, когда у него отбирают игрушку.
Не может повернуться вокруг своей оси и проползти вперед.
В положении сидя плохо удерживает равновесие и не может повернуться вокруг своей оси.
|
Конец 10-го месяца
|
Не повторяет и не имитирует действия, вызывающие смех окружающих.
|
Конец 11-го месяца |
|
Не поддерживает чашку при питье, не может самостоятельно съесть сухарик.
Не умеет ползать на четвереньках, сидеть с вытянутыми ногами.
Не может передвигаться, держась за опору.
|
Конец 12-го месяца
|
Не может самостоятельно есть ложкой.
Не гримасничает, увидев свое отражение в зеркале.
Не может самостоятельно сделать несколько шагов.
|
Конец 15-го месяца ;
|
Не играет с мамой в мяч.
Не может самостоятельно удержать стакан и пить из него.
Не может самостоятельно стоять в течение 10 секунд.
Не может свободно пройти 20 шагов.
|
Конец 20-го месяца
|
Не играет с игрушками (с куклой, пирамидкой).
Не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь.
Не подражает действиям взрослого с предметами быта.
Не бегает уверенно.
|
По данным Жуковой О.С., Балабановой В.П. («Самоучитель для родителей. От рождения до 3 лет».- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007)
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТОВ ВАШИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Составитель: Шагова Ольга Владимировна, дефектолог.
Получить заочную консультацию дефектолога и задать вопрос Вы можете на нашем форуме
|