Развитие звукопроизношения
Оглавление
Развитие звукопроизношения
Страница 2
Страница 3
 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ   ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ]

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [ Ш ]

При произнесении звука [ Ш ] губы вытянуты перед («рупором») и округлены, расстояние между зубами больше чем при произнесении звука [ С ] (примерно 4-5мм).

Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат, боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть языка приподнята т.о.   язык образует «чашечку» в ротовой полости. Воздух выдыхается равномерно воздушная струя идет   посередине языка. Если поднести тыльную сторону ладони ко рту то ощущается теплая воздушная струя, в отличии от звука [ С ] , при произнесении которого   она холодная.

Голосовые связки разомкнуты и не напряжены, голоса не образуется.

Артикуляторная гимнастика для постановки звука   [ Ш ]

«Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка»,«Фокус»

Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [ ш ]

«Как шипит змея»

Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш».   Девочка спросила,   как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш».   Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

«Шумит лес»

Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.

Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите   ш-ш-ш-ш.

«Воздушный шар»

Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!».   Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук:    ш-ш-ш-ш

« ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»

Ребенок произносит звук [ Ш ] , а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш...(утки), Ш...(лак), Ш....(топка), Ш...(куры), Ш...(рамы) и т.д.

«Договори слово»

Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например:   Каранда...(Ш), малы...(Ш), голы...(Ш), шала...(Ш), ланды...(Ш)

Наряду с уточнением   и закреплением артикуляции звука,   необходимо проводить работу по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.

С этой целью используются упражнения следующего типа:

«Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «как шипит змея, шелестят листья деревьев»

Взрослый произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)

Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш

Если ребенок изолированно произносить звук [ Ш ] , то можно переходить к следующему этапу работы над звуком [ Ш ] .

АВТОМАТИЗАЦИЯ   ЗВУКА [ Ш ]

АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОГАХ

Послушай, какую песенку, «поют» нам листья деревьев, когда на них дует ветер. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [ Ш ] . Можно просить его спеть как листочки, змея и т.п. Звук [ Ш ] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно ш-ш-ш-ш , затем как обычно Ш. Например:

Автоматизация звука [ Ш ] прямых   слогах:

Ш-ш-ш -а

Ш-ш-ш - е

Ш-ш-ш - о

Ш-ш-ш - у

ША-Ша-Ша

Ше-Ше-Ше

Шо-Шо-Шо

Шу-Шу-Шу

Ши-Ша-Ше-Шо

Шо-Ша-Ши-Ше

Шу-Шо-Ша-Ши

Ши-Ша-Шо-Шу

Игра «Договори слово»

Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог

Например: слог - ША

КА...(ША), ГРУ...(ША), ТУ...(ША), ЛАП...(ША), ЧА...(ША), КЛУ...(ША)

Игра на развитие фонематического восприятия.

Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [ Ш ] .

Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ- ПА-ША-РА-КА-ШО   и т.д.

Автоматизация звука [ Ш ] в обратных   слогах:

А-Ш-Ш-Ш

И - Ш - Ш - Ш

О-Ш-Ш-Ш

У - Ш - Ш - Ш

АШ-аШ-аШ

иШ - иШ - иШ

ОШ-оШ-оШ

уШ-уШ-уШ

АШ-иШ-ыШ-уШ

ОШ-аШ-иШ-ус

ИШ-аШ-уШ-оШ

ЯШ-аШ-иШ-уШ

Автоматизация звука [ Ш ] в интервокальной позиции

АШа-аШа-аШа

ИШи-иШи-иШи

ОШо-оШо-оШо

УШу-уШу-уШу

АШа-оШа-уШа

аШэ - оШэ - уШэ

АШо-оШо-уШо

АШи-оШи-оШу

еШа-еШо-иШа

оШо-уШо-иШо

Автоматизация звука [ Ш ] в слога со стечением согласных

Шма-Шмо-Шму

Шпо-Шпа-Шпи

пШа-пШо-пШи

мШа-мШо-мШу

тШа- тШи - тШо-тШу

Шта-Што-Шты-Шту

Шпо-Шпа-Шпы-Шпу

Шны-Шно-Шну

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ш] В СЛОВАХ

К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [ Ш ] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у ребенка может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он откажется от занятий совсем. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны,   достижимы и интересны.

Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).

Например,   задания могут быть такие:

  «Измени первый звук в слове»

Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и   замени в нем первый звук на звук [ Ш ] .  

Какое слово у тебя получилось?»

Тапка- шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.

«Поставь перед словом звук [ Ш ] » и проговори это слово

Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [ Ш ] .

Какое слово у тебя получилось?

Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.

  «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано ». Это задание необходимо проводить на последних   этапах автоматизации звука [ Ш ] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [ Ш ] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [ Ш ] .

Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [ Ш ] , четко проговаривая звук [ Ш ] . (например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба, тарелка, каша и т.д.) Ребенок выбирает картинки со звуком [ Ш ] и называет их

«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [ Ш ] . Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [ Ш ] . Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)

На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического анализа, синтеза и восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:

Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши , когда услышишь слово со звуком [ Ш ] : Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.

«На каком месте стоит звук [ Ш ] в слове» Шар -в начале слова, лапШа - в середине слова, малыШ- в конце слова

«Придумай слово, чтобы звук [ Ш ] был в начале слова (в конце, середине)»

  «Повтори цепочку слогов»   Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д

упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия.

Ниже предлагается порядок   слов для автоматизации звука [ Ш ] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука   [ Ш ] в слова. И подбирать слова необходимо так, чтобы в них минимально встречались звуки, которые ребенок произносит на данный момент НЕ правильно

Автоматизация звука [ Ш ] в начале слова без стечения согласных звуков

Повтори слова, четко проговаривая звук [ Ш ]

Шум

Шут

Шея

Шаг

Шик

Шах

Шёпот

Шина

Шуба

Шайба

Шапка

Шахта

Шить

Шайка

Шпоры

Шарф

Шахматы

Шиповник

Автоматизация звука [ Ш ] в конце слова без стечения согласных звуков

Камыш

Мякиш

Финиш

Шалаш

Голыш

Малыш

  Карандаш

Детёныш

Ландыш

Гуляш

Автоматизация звука [ Ш ] в середине слова в интервокальной позиции

Камыши

Каша

Ландыши

Лошадка

Машина

Мешок

Мишень

Мышата

Мышонок

Ноша

Ошейник

Ошибка

Петушок

Пушок

Тишина

Ушанка

Уши

Ушиб

Автоматизация звука [ Ш ] в словах со стечением согласных

Бабушка

Букашка

Вишня

Дедушка

Кашка

Каштан

Пышка

Тушканчик

Квакушка

Кошка

Кувшин

Кукушка

Ладошка

Лапша

Лукошко

Лягушка

Мышка

Окошко

Пашня

Петушки

Пешка

Пушка

Лапша

Лепешка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Букашка на ромашке

Лягушка-квакушка

Малышка с пышкой

Мешать кашу

Мешок с пшеном

Острый карандаш

Вкусный шоколад

Широкий ремешок

Широкий шаг

Шорох мышки

Бабушка Маша

Петушиное перышко

Пушистая кошка

Пшённая каша

Теплая шуба

Хорошая рубашка

Шаловливая лошадка

Дедушка Миша

Шелушить шишки

Шерстяной шарф

Шикарная машина

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.

Ландыши хороши.

В шалаше шалят ребятишки.

Маша ест пшённую кашу.

Паша и Миша гоняют шайбу.

Даша надела широкий шарф.

Малыши шагают в школу.

Миша и Паша едут на лошадке.

Наш Мишутка любит шутки.

Готовит Наташа пшённую кашу.

У нашей машины шипы на шинах.

Идет пешком мышонок с мешком.

Миша нашёл камешки.

По шоссе идет машина.

Наташа пишет письма Маше.

У Лёши ландыши и ромашки.

У Маши шляпа и шарфик.

У шиповника острые шипы.

Хороша уха из ершей.

Маша и Даша шьют шубу Наташе.

У Ксюши на подушке вышита кукушка.

Маша вышивает мышку.

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.

Мыши шуршат.

Мыши шуршат в тишине.

Мыши шуршат шишкой в тишине.

Мыши шуршат шишкой в тишине при коше.

Мыши шуршат шишкой в тишине при кошке Маше.

Пушистая кошка.

Пушистая кошка на окошке.

Пушистая кошка на окошке слушает

Пушистая кошка на окошке слушает шорох.

Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей.

СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ] В РЕЧИ

Ша-ша-ша - нет карандаша.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу.

Ши-ши-ши - притихли малыши.

Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

Мыши широкими шагами

Шаркали по мостовой.

    

В камышах шуршат мышата,

Шумно плещутся в ушатах.

Шли шестнадцать мышей,

Нашли шесть грошей,

А мыши, что поплоше,

Шумливо шарят гроши

Шумит на опушке

Мишка Топтыжка.

Шишка на макушке

У бедного мишки

Наша кошка под окошком

Шутит с мышкой понемножку.

Что-то не до шуток мышке,

помогу-ка я малышке

У мышонка у Тотошки

Кашки немножко.

Думает Тотошка

Отдать кашу кошке.

И не будет кошка

Шипеть на Тотошку.

Широкие шины

Шикарной машины

Бесшумно шуршат по шоссе.

Шуршат камыши,

В камышах малыши.

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

Шу-шу-шу, да ши-ши-ши.

Пишет школьник Паша:

Шапка, шайба, каша,

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, Мишутка.

У Маши - котенок Тимошка,

У Миши - мышонок Тотошка.

Не могут Тотошка и Тимошкой

Не шуметь хотя б немножко

Шубу, шапку и калоши

Мы найти никак не можем.

Вот такие шутки

У нашего Мишутки



 
Для тех, кто любит смотреть на искренний и неприкрытый секс, существует любительское порно - настоящая, неподдельная страсть и никакой постановки